История образования с. Старые Зятцы и деревень

История образования села Старые Зятцы и деревень

Селение Зятцы возникло в конце 16 века, позднее село стало волостным центром Малмыжского уезда Вятской губернии, с середины 19 века Зятцинская волость переименована в Христорождественскую. В 20-30 годы 20 века Старо-Зятцинский сельсовет вошел в состав Селтинского уезда (района).

Постановлением Правительства УАССР 8 января 1935 года образован Старо-Зятцинский район, в 1962 году район упразднен.

Село Старые Зятцы Якшур-Бодьинского района расположено северо-заподнее райцентра села Якшур-Бодья, в центральной части Удмуртской Республики. Это в 86 км от Ижевска, в 47 км от железнодорожной станции Игра, в 12 км южнее Сибирского тракта и в 45 км от села Якшур-Бодья.

В меридиональном направлении пролегает тракт Ижевск – Якшур-Бодья – Старые Зятцы – Красногорское. По нему из Ижевска ежедневно осуществляется автобусное сообщение до села Старые Зятцы.

В селе сельский Совет, две школы, Дом культуры, библиотека, больница, отделение связи, ООО «Агрохим», администрация крупнейшего в районе СПК «Старозятцинский». Пересекают село две речки Лынвайка и Ушнетка, впадающие в реку Арлеть, южнее деревни Алгазы протекает река Лоза в северо-восточном направлении по территории Игринского района и несет свои воды в реку Чепца.

На окраинах села расположены Дубровский и Старосельский пруды.

В настоящее время на этой территории проживают представители различных национальностей.

На 1 января 2005 года в Старозятцинском сельсовете проживало русских - 48%, удмуртов – 51,6%, прочих национальностей – 0,4%. .

Совхоз «Старозятцинский», образованный в 1968 году, ныне СПК, является крупнейшим сельскохозяйственным предприятием Якшур-Бодьинского района. Основное направление его деятельности – производство зерновых культур, молока, мяса крупного рогатого скота. Кроме зерновых в полеводстве большие площади занимают травы для заготовки сена и силоса.

СПК «Старозятцинский» занимает 25% посевных площадей района, трудовыми усилиями хозяйства производится 32,5% зерна, 30% молока и 29% мяса района (по итогам 2004 года).

При сельской библиотеке был организован музей, а далее перенесен в сельский клуб организатор Василькова Г.Х. об истории села с многими экспонатами, оформила несколько стендов о ветеранах войны и труда, о сельских участниках боевых действий в «горячих точках» страны.

Старое село вполне оправдало свое угрюмое название. Затерялось в стороне от Сибирского тракта так, что и дорогу не найдешь. Глушь несусветная. Ветхие избенки, раскиданные по склону безымянной горы, утопали в непролазной грязи.

Деревня или село? Трудно определить. В далеком прошлом село относились к Узинской волости (бывшего Малмыжского уезда) Вятской губернии. Административную самостоятельность оно получило во второй половине 19 века, в связи с чем образовалась новая Христорождественская волость. Христорождественская волость в свою очередь переименована Совнаркомом Удмуртской АССР в Старозятцинскую от 8 марта 1924 года. Но село по-прежнему называлось Старым Селом. Две речки: Ушнетка и Лынвайка разделяли его от деревни Дуброво.

На территории современного села Старые Зятцы Якшур-Бодьинского района первые поселения появляются в 16 веке. Свое название село получило во времена царствования дочери Петра Первого, императрицы Елизаветы Петровны в 1752 году.

Первоначально село называлось просто «Зятцы», а с появлением другого поселения в отдаленности 12 км, добавилось прилагательное «Старое». Другое же поселение стали называть «Новым» на Сибирском тракте, - так появились названия «Старые Зятцы» и «Новые Зятцы», которые существуют и ныне.

В 16 веке население в деревне Зятцы было небольшое. Коренное население составляли удмурты.

Основное занятие сельских жителей – земледелие, скотоводство, бортничество. Крестьяне выращивали хлеб (рожь, овес, ячмень), овощные культуры (репа, морковь, свекла и картофель). В хозяйствах держали овец, коров, свиней, лошадей. Зачастую скотина жила вместе с хозяевами под одной крышей.

В одежде удмурта-крестьянина чаще преобладали три цвета: в рисунке преобладали геометрические фигуры, по цветовой гамме рисунки были яркими. Для покраски использовались природные растительные красители, преимущество которых в том, что такие краски долго не выцветали.

Ткань для одежды в основном ткали вручную из льна и шерсти.

К основным занятиям удмуртов можно отнести и охотничество, которое имело для них немаловажное значение, т.к. со времени в качестве денег удмурты начинают использовать беличьи шкурки (белка – кони). Впоследствии этим словом называли деньги (коньдон). 19 века охота постепенно отходит от основных занятий на последний план, а причиной послужило постепенное исчезновение пушного зверя. Эти утверждения можно найти и в записках писателя-революционера А.Н.Радищева, который в Удмуртии был два раза.

Александр Николаевич Радищев первое свое путешествие по нашим землям совершил по Сибирскому тракту, а второй раз – по Каме.

Во время ссылки он вел дневник и записывал в него все, что он считал интересным.

Изба в удмуртских деревнях такие же невзрачные, как в русских. Радищев замечает, что некоторые избы топятся по – белому, в большинстве же дымоходов нет. Дым, копоть, сажа – все остается внутри жилища. Отличительной чертой крестьянина – удмурта писатель отмечает трудолюбие и энергию, которыми обладают удмурты, несмотря на тяжелую жизнь, «Нравы их более склонны к веселью, нежели к печали», - подчеркивал путешественник…

Все население в приходе составлено в 1800 году удмуртов мужского пола 1916 душ, 1984 – женского пола, почти все новокрещение из удмуртов. Все эти хозяйства в 1826 году были отнесены к Узинскому приходу. А по возобнавлению села Старые Зятцы в 1893 году, многие хозяйства возвратились из Узинского в Старозятцинский приход.

При возникновении села Старые Зятцы появились новые селения: Талый ключ (Старокаравайский Выселок в 1870 году), Ново-Каравайский выселок –в 1883 году, Лозоворцинский Ивановский починок –в1873 году, Порва – в 1815 году, Давыденский починок – в 1875 году, Нижнее – Итчинский – в 1875 году, Костоломский починок – в 1875 году, Крысовский (ныне Харинский) починок – в 1880 году, починок Дуброво – в 1870 году, позднее причислен в село Старые Зятцы.

14 июня 1913 года исполнилось 50 лет существования села Старые зятцы Малмыжского уезда Вятской губернии. С момента повторного восстановления села в 1863 году.

На праздновании юбилея присутствовало около 1000 человек. Во время пения некоторые всю панихиду стояли на коленях, многие плакали.

По возвращению с крестного хода в храм была прочитана историческая справка о селе, а также обращение к молодому поколению села. По окончании всего празднования был произведен церковный звон колоколов, в честь благополучного долголетия существования села.

16 июня 1913 года в селе Старые Зятцы состоялось чествование протоиерея Михаила Ивановича Шерстенникова, посвященное 50-летию служения священником в Старозятцинской церкви.2

В селе Старые Зятцы сохранились 12 церковных домов, в которых ранее жили церковно-служащие.3 Позднее некоторые из них использовались для размещения детского дома, банка, почтового учреждения, библиотеки, и народного дома, под школу, и для квартир служащих.

Со времени закрытия храма большинство из домов, кроме тех, которые предназначались для школ, используются в качестве жилых помещений. Лишь в одном из деревянных домов, где проживал ранее М.И. Шерстенников, 30 сентября 1992 года вновь открыт молитвенный дом по желанию и просьбе верующих села Старые Зятцы и близлежащих деревень. Молитвенный дом находится через дорогу от когда – то действующего храма, самого красивого и величественного во всей округе.

В день открытия молитвенного дома, сюда пришли и приехали прихожане из соседних деревень и соседнего Игринского района. На торжествах присутствовали работники местной районной газеты и руководители организаций.



Возврат на главную страницу
Версия для слабовидящих

Первое лицо

Кононова Любовь Константиновна

Задать вопрос Главе

20 лет Конституции УР

20 лет Конституции УР

Погода в районе

Яндекс.Погода